Памятники и статуи г. Пушкина

    Пушкин это настоящий город-музей скульптур. Они украшают практически все парки города, а также разбросаны по улицам. Кроме того, история города связана со множеством известных личностей, чьи памятники также можно найти в городе.

     

    Памятник Пушкину в Лицейском саду

    Памятник Пушкину в Лицейском саду

    Это, пожалуй, один из самых знаменитых памятников поэту. Он установлен рядом с Лицеем, где прошли лучшие годы Пушкина, его детство и отрочество. Изначально планировалось поставить его сразу после смерти поэта, но затем решили установить статую в Москве, чтобы подчеркнуть значение творчества Александра Сергеевича для всей России. Памятник был поставлен только к 100-летию Пушкина.

    Это поистине романтический памятник. Он передает творческое состояние поэта. Пушкин как будто сидит на скамейке в саду и о чем-то мечтает. Статуя изготовлена из бронзы и установлена на большом постаменте, украшенном четверостишьями поэта. Исторический постамент не сохранился – его уничтожили захватчики во время войны. Саму статую удалось спрятать в саду.

    В наши дни у памятника в Лицейском саду собираются многочисленные почитатели творчества Александра Сергеевича. Часто можно видеть здесь свежие цветы (хотя вокруг и так разбита клумба). В День рождения Пушкина, 6 июня здесь происходят торжественные чтения его стихов.

    Пушкин в Пушкине

    Памятник Докучаеву

    В Пушкине, у второго корпуса Аграрного университета расположен большой памятник выдающемуся русскому ученому-почвоведу Василию Васильевичу Докучаеву.  Трехметровая статуя установлена на не менее высоком круглом гранитном постаменте. Ученый встречает взглядом всех входящих в университет и как бы напоминает будущим ученым и специалистам об их призвании. Памятник стоит в окружении зелени - деревьев и кустарников, а также прогулочных аллеек.

    Памятник Докучаеву в Пушкине

    Василий Васильевич внес неоценимый вклад в естественные науки. Он был разноплановым ученым, но основной сферой его интересов было почвоведение. Можно даже сказать, что он стоял у истоков этой науки. Именно Докучаев первый начал составлять почвенные карты России. Ему принадлежит идея создания лесополос на территории Поволжья, с целью предотвратить опустынивание и утрату плодородного слоя.

    Докучаев появился здесь в марте 1946 к своему 100-летнему юбилею. Тогда СНК принял решение об установке памятника, символизирующего достижения отечественной аграрной науки. Впрочем, послевоенная разруха помешала установке статуи в срок, и памятник поставили только в 1960.  

    Памятник Екатерине II

    Еще одним заметным памятником в Пушкине является памятник Екатерине II. Он стоит  в сквере перед Домом молодежи «Царскосельский» с июня 2013 года. Памятник поставлен в память о роли императрицы в истории Царского Села.

    Екатерина II в Пушкине

    История Пушкина неразрывно связана с именем Екатерины. Чего стоит только Екатерининский дворец в котором правительница проводила большую часть года и куда, соответственно перемещался двор. Можно сказать, что на этот период Царское Село становилось столицей империи.

    Статую должны были поставить к 300-ому юбилею города, но недостаток средств скорректировал сроки. Кроме того был некоторый спор о месте установки. Сама статуя выполнена из бронзы и установлена на гранитный постамент. Общая высота композиции составляет 3,5 м.

    Памятник Екатерине 2 в Пушкине

    Памятник Екатерине II можно найти на Пушкинской улице между домами 28 и 32, на северо-восточной границе Соборной площади через дорогу от сквера. Вокруг разбито множество клумб и зеленых насаждений, создающих красивый фон композиции. Единственный минус: в сравнении с расположенным неподалеку собором, памятник выглядит небольшим.

    Чесменская колонна

    Чесменская колонна — это памятник в честь побед русского флота во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Найти ее можно в Екатерининском парке в английской его части. Дело в том, что проектирование пейзажного «дикого» парка по времени как раз совпало с конфликтом и архитекторы просто не могли не отразить победы в своей работе. Тем более что парки изначально имели не только эстетическую, но и пропагандистскую функцию. В них устанавливали многочисленные патриотические символы и знаки.

    Чесменская колонна в Пушкине

    Победа в войне имела колоссальное политическое значение для России. Россия начала процесс присоединения Северного Причерноморья, Кубани и причерноморских областей Грузии. Был взят Крым. Россия выходила на Балканы, и в этих странах началось национально-освободительное движение. А Османская империя вошла в период упадка.

    Столь значимая победа могла быть выражена только чем-то колоссальным. Архитекторы обратились к проверенным величественным формам античности с ее торжественностью и одновременной сдержанностью. Выбор пал на колонну. С Чесменской колонны началась серия «античных» памятников Царского Села.

    Было решено особенно выделить одно из главных сражений той войны – Чесменское сражение, в ходе которого русский флот разгромил превосходящего противника и установил контроль над Черным морем. Эта победа привела к ускоренному заключению мирного договора на выгодных для России условиях.

    Украшения Чесменской колонны

    Основанием служит гранитная усеченная пирамида, на двух  сторонах которой лежат якоря. По сторонам основания установлены литые барельефы с батальными сценами – с трех сторон и с памятными надписями о триумфах и героях – с четвертой.  Белоснежную колонну украшают носы военных кораблей. Колонна имеет высоту 25 метров. А вершину венчает орел, разрывающий месяц, что символизирует победу Российской империи над османами. В центре пирамиды имеется лестница, ведущая к пьедесталу и туннелю до башни-руины.

    Вершина Чесменской колонны

    Колонна возвышается прямо из воды Большого пруда. Месторасположение памятника было выбрано не случайно. Дело в том, что очертания берегов довольно похожи на бухту, послужившую местом баталии.

    Чесменская колонна посреди Большого пруда

    Памятник Растрелли

    В Екатерининском парке у дворца нашлось место и великому творцу Б. Ф. Растрелли, внесшему неоценимый вклад во внешний облик основных памятников не только Пушкина, но и многих других городов России.  Выдающий архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Бартоломео Франческо Растрелли долгое время был главным архитектором двора. Следы его работы и сегодня можно увидеть в облике многочисленных дворцов на территории России, Украины и Латвии.

    Бюст Растрелли в Пушкине

    У мастера был свой собственный стиль, характеризующийся широким использованием на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон и полуколонн, собранных в пучки и пары. Популярность его стиля была так велика, что современники массово подражали мастеру.Доходило до того, что почти все значимые постройки приписывали Растрелли.

    В память о заслугах у Екатерининского дворца, построенного все тем же Растрелли, был установлен его бюст. Бюст выполнен в традициях парадных портретов XVIII в.

    Памятник Пржевальскому

    В Пушкине имеется еще один памятник выдающемуся ученому. Это бюст Н.М. Пржевальского – знаменитого географа и биолога, совершившего множество длительных экспедиций в Центральную Азию и сделавшего в них множество открытий. В том числе знаменитую лошадь.

    Бюст Пржевальского в Пушкине

    Памятник был поставлен еще в конце позапрошлого века после смерти ученого, по проекту друга исследователя, генерал-майора Бильдерлинга. Памятник стоит на массивном постаменте, выполненном в виде естественной гранитной скалы. У подножия сидит фигура верблюда, груженого дорожными тюками и поклажей.

    Николай Михайлович открыл множества хребтов, озер и рек. Он первым прошел по многим маршрутам и подробно описал свои путешествия, а также встреченных животных: дикого верблюда, тибетского медведя и других.  

    Скульптуры в Екатерининском парке

    Скульптуры в Екатерининском парке

    Довольно большую группу скульптур Пушкина представляют статуи в Екатерининском саду. Отлитые из чугуна и бронзы, вытесанные из мрамора и вылепленные в гипсе работы, являются главным украшением парка. Среди них есть даже несколько подлинных античных статуй.

    Роль скульптуры в парке очень велика. Сочетание творения рук человеческих с элементами природы призвано достичь баланса между искусственным и естественным и, при этом подчеркнуть власть человека над природой. Мраморные изваяния и колонны подчеркивают его пышность и торжественность.

    Скульптуры в Пушкинском парке

     

    Начало коллекции положил Петр Великий, специально заказавший ряд скульптур в Венецианских мастерских. В основном это были персонажи древнегреческих и римских мифов, а также некоторые аллегории, как то было популярно в его эпоху. Они служили не просто украшением, но и подпитывали зрителей духом эпичности и настраивали на стремление к добродетелям.

    Во времена Елизаветы в парк были перевезены многочисленные украшения из Санкт-Петербурга. В основном это также были фигуры из мифов, хотя присутствовали и фигуры «Слава», «Любовь к Родине», «Мир», говорившие о достижениях царствования Петра I и прославлявшие ту героическую эпоху. Впрочем, фигуры теперь играли чисто декоративную роль.

    В 1743 году в Верхнем саду и амфитеатре Нижнего были установили бюсты из усадьбы Александра Меньшикова, проигравшего политическую борьбу и отправленного в глубокую ссылку. Многие статуи Меньшиков явно заказывал в той же Венеции.  

    Камеронова галерея в Екатерининском парке

    Позднее в коллекцию добавились бронзовые статуи, отлитые в 1780-1790-е гг. Это были копии античных произведений, изображающих полководцев, поэтов, героев мифов, политических деятелей и императоров.

    Император Нерва в Пушкине

    Екатерининский сад можно назвать музеем под открытым небом, где пред взором прогуливающихся представал целый мир всевозможных мифов и легенд. Все скульптуры выполнены в стиле барокко. Они отличаются грацией, изысканностью форм и  изяществом поз. Вместе с тем фигуры динамичны и довольно свободны.

    Умирающий галл в Пушкине

    В парках Пушкина можно увидеть огромное количество скульптур и статуй на тему античности. Эллинские герои, духи и боги. В основном статуи выдержаны в античном стиле. Однако в Александровском саду, неподалеку от Белой башни, посетители могут увидеть несколько совершенно особенных скульптурных групп. Это наследие конкурса скульптур, в ходе которого мастера воплотили в трехмерном варианте ряд знаковых произведений живописи.

    Картины, представленные в парке, это не просто шедевры живописи, а настоящие загадки, полные скрытого философского смысла и тайных посланий о которых написана уже не одна библиотека исследований. Итак, скульптуры.

    Ночной Дозор

    Ночной Дозор в Пушкине

    Первая и самая большая композиция это Ночной Дозор. Знаменитая картина Рембрандта, посвященная выступлению стрелковой роты с их капитаном, ныне воплощенная в камне. В отличии от картины, солдат можно осмотреть со всех сторон без теней, присутствующих на картине. Вы можете даже войти внутрь и ощутить себя участником сюжета.

    Сама картина некогда произвела настоящую революцию в портретной живописи. До этого групповые портреты писались с сидящих людей, в парадной обстановке. Художник же привнес в сюжет движение и повседневность.

    Статуи Ночной Дозор в Пушкине

    Группа представляет собой два десятка фигур солдат XVII века, выступающих в поход. Пикинеры, стрелки, знаменосец, барабанщик и офицеры. Вы можете осмотреть на них все детали одежды и оружия. Среди этих воинов с мушкетами и холодным оружием в пестрых и пышных одеждах мушкетеров присутствует маленькая девочка с куриной тушкой у пояса. Это Саския – первая жена Рембрандта. У ног барабанщика бегает собачка, которую очень любят гладить туристы – на счастье. Не барабанщика же гладить.

    Скульптуры Ночной Дозор

    Слепцы

    Еще одной скульптурной группой является воплощение картины Питера Брейгеля Старшего «Слепцы». Она представляет собой вереницу людей, увечных, сутулых и слепых, которые идут держась друг за друга. Первый из них падает и увлекает за собой других несчастных. Воплощение поговорки «Слепец ведет слепцов».

    Слепцы в Пушкине

    Кстати, смысл картины не ограничивается визуализацией приведенного выражения. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Первый уже летит кубарем к погибели, второй падает на него, следующие двое готовы упасть, а последние механически делают следующие шаги, не зная об опасности. Довольно трагическая и сильная композиция – аллегория всеобщности человеческой судьбы и неминуемости конца. Искусствоведы особенно подчеркивают, что две фигуры были ослеплены насильно, что говорит о введении на неправильный и гибельный путь сопротивляющихся.

    Герцог с супругой

    Статуи Герцога и герцогини в Пушкине

    Еще одной парой скульптур, расположенных у Белой башни является композиция «Герцог урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца», сделанная по знаменитому диптиху (такому раздвижному портрету из нескольких частей) Пьеро делла Франческа.  Герцог и герцогиня стоят напротив друг друга, смотрят в глаза, делают шаг навстречу и протягивают руки, но не соединяют их. Ведь портрет написан после кончины Баттисты и соединиться супругам не суждено.

    На самом диптихе было еще много чего: триумфальные выезды герцога и герцогини, изображение их владений и девизы. Однако, по понятным причинам, в скульптуре пейзажи делать не стали.
    Благодаря воссозданию шедевра в трехмерном пространстве, у зрителей есть возможность обойти фигуры со всех сторон и изучить их предметы одежды. Скульптурная пара расположена в красивом месте в арке Готических ворот.

    Герцог с супругой в Пушкине

    Рыцарь, смерть и дьявол

    И напоследок одна самая запоминающаяся композиция – Рыцарь, смерть и дьявол. Персонажи одной из известнейших гравюр Альбрехта Дюрера выполненные в бронзе просто не могут оставить равнодушным зрителя.

    Статуи Рыцаря, смерти и дьявола в Пушкине

    Скульптурная группа состоит из рыцаря, смерти, дьявола, собаки у ног рыцаря и черепа перед ним. Ужасный истлевший лик смерти смотрит на воина, держа в руках песочные часы – напоминание о конечности жизни и тщетности усилий. Дьявол идет по пятам за его конем, дожидаясь малейшей ошибки, малейшего отступления от веры. Однако, несмотря на все опасности рыцарь непоколебим. Он мрачно и настойчиво продолжает свой путь. Непоколебимость и решимость читаются на его челе. Символ мужества и упорства. У ног рыцаря бегает собака – символ верности. Она готова последовать за хозяином куда угодно. Череп перед конем говорит, что конец уже ясен.

    Скульптура Смерти в Пушкине

    Как считается, гравюра написана под влиянием богословских текстов Эразма Роттердамского, в частности «Руководства христианского солдата», где говорится о том, что верующий воин не должен бояться никого и ничего когда воюет за правое дело. И если сохранить веру в сердце своем,  то смерть не может быть страшна. Как гласит псалом: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».

    Скульптура черта в Пушкине

    В Пушкине есть ряд скульптур с менее глубинным смыслом. Это скорее не памятники, а украшения города, но и они могут привлечь внимание туристов.

    Ученый кот

    Памятников Ученому коту в России достаточно много. Один есть и в Пушкине – в память о стихотворении Лукоморье. Бронзовая фигура сидящего кота появилась здесь в 2000 году. Правда, о том, что этот кот именно ученый догадаться довольно сложно. У него нет книги или очков, по цепи не ходит. Разве что взгляд умный. Интеллигентность не спрячешь. Еще неподалеку находится кафе Лукоморье.

    В народе эту статую называют просто «Кошкой». Несмотря на простоту, эта небольшая скульптура является излюбленным местом фотографирования у туристов и просто прохожих. Все любят котиков.

    Статуя кошки в Пушкине

    Желтая подводная лодка

    На Новодеревенской улице можно увидеть необычный памятник – Желтая подводная лодка. Посвящен он бессмертной песни группы Beatles. Yellow Submarine, это пожалуй самый известный хит Ливерпульской четверки. Ну, после Yesterday, конечно.  Скульптура выполнена из металла и выкрашена в желтый цвет. Присутствует надпись с названием группы, для непонятливых.  

    Желтая подводная лодка в Пушкине

    Аллегория семейной жизни

    На Кузьминское шоссе, напротив гипермаркета «Мой мир», находится скульптурная группа, посвященная семейной жизни. Все части скульптуры посвящены различным аспектам семейной жизни. Основной сюжет композиции таков:  молодая пара сидит на скамейке и рассказывает нам о своем первом свидании. Над ними висит фонарь с фигуркой рыбы.

    Несмотря на легкость произведения, символизма в нем не меньше чем в скульптурах у Белой башни. Фонарь говорит о первом поцелуе, а рыба держит в зубах монету, что символизирует общий бюджет. Причем зубы мужские и женские. Продуманы даже малозаметные детали. У девушки, например, две правые руки, ведь ей надо быть особенно сильной, чтобы сохранить уют в доме.

    Аллегория семейной жизни в Пушкине

    «Пушкин Инфо» - информационный ресурс города Пушкин, Ленинградская область © 2012-2023